Задний и передний ведущий мост трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Запчасти и комплектующие для автоспецтехники. Каталоги запасных частей МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ, ДЗ-122, ТО-18, ТО-28

Задний, передний ведущий мост и конечная передача трактора МТЗ-82, МТЗ-82.1

Передний и задний мост МТЗ

 

Ведущий мост МТЗ-82 представляет собой объединенные в одну сборочную единицу механизмы трансмиссии, посредством которых крутящий момент передается к ведущим колесам трактора. В зависимости от на­значения колесные тракторы могут иметь один ве­дущий мост (МТЗ-80, МТЗ-100) и два - тракторы повышенной прохо­димости (полноприводные) МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-102.

Ведущий задний мост трактора МТЗ состоит из таких основных меха­низмов: главная передача, дифференциал, конечные передачи.

 

Рис. 1. Задний мост тракторов МТЗ-82 

1 - вал привода левого тормоза; 2 и 9 - ведущие шестерни конечных передач; 3 - корпус дифференциала; 4 - ведомая шестерня главной передачи; 5 - полуосевые шестерни; 6 и 11 - ведомые шестерни конечных передач; 7 -крышка корпуса дифференциала; 8 - конический роликовый подшипник; 10 - крышка корпуса заднего моста; 12 - сапун; 13 и 18 - шариковые подшипники; 14 - корпус заднего моста; 15 - кожух тормоза; 16 - пружина; 17 - рукав полуоси; 19 - полуось; 20 - ведущий диск; 21 - тормозные диски; 22 - диафрагма; 23 - крышка со штуцером; 24 - крышка диафрагмы; 25 - блокировочный вал; 26 - нажимной диск; 27 и 28 - диски ГПМ блокировки; 29 - корпус ГПМ блокировки; 30 - кожух ГПМ блокировки дифференциала; 31 - шарик; 32 -нажимные диски; 33 -крышка стакана; 34 - регулировочные прокладки: 35 - стакан; 36 - крестовина; 37 - сателлиты; 38 - муфта переключения ВОМ; 39 - ведущая шестерня.

 

Рис.2. Передний мост полноприводных тракторов МТЗ

1, 17, 21, 23 и 28 -крышки; 2 и 45 - шестерни конечной передачи; 3 - грязевики; 4 - подшипники; 5 - корпус уплотнения; 6, 10, 15, 19. 27, 31. 40. 42 и 53 - регулировочные кольца и прокладки; 7 – вал конечной передачи: 8. 16, 26 и 44 - конические подшипники; 9 и 41 - стаканы подшипников; 11 - диск колеса: 12 - корпус конечной передачи: 13 стакан; 14 ведущее колесо; 18 - полуоси; 20 - выдвижной корпус; 22 - червяк; 24 - полуосевые шестерни; 25 - корпус диффе­ренциала: 29 - гайка; 30 и .39 шестерни главной передачи; 32 и 37 - фрикционные диски дифференциала: 33 - нажимная чаша; 34 - осп сателлитов; 35 - сателлит; 36 - корпус; 38 - корпус моста; 43 - фланец; 46 - шариковый упорный подшипник; 47 - пружина: 48 - шквор­невая труба; 49 - гильза; 50 - вертикальный вал; 51 - упорная шайба в сборе с уплотнителем; 52 -   упорный фланец; 54 - клиновый болт.

 

Главная передача МТЗ-82 служит для увеличения пере­даваемого крутящего момента и изменения его на­правления. Главная передача заднего моста тракторов МТЗ представляет собой пару конических ше­стерен со спиральным зубом.

Передаточное число 3,42 (41:12), Ведущая шестерня 39 (рис. 1) уста­новлена на шлицевом конце вторичного вала короб­ки передач и фиксируется гайкой, закрепленной на резьбовом хвостовике вала.

Ведомая шестерня 4 при­креплена к фланцу корпуса дифференциала 3 бол­тами и гайками, которые попарно фиксируются стопорными пластинами.

 

Передний мост МТЗ и главная передача

 

Главная передача переднего моста полнопривод­ных тракторов МТЗ-82, МТЗ-82-1, МТЗ-102 пред­ставляет собой пару конических шестерен. Для повы­шения плавности зацепления и бесшумности переда­чи конические шестерни сделаны со спиральными зу­бьями. Передаточное число главной передачи 2,18.

Ведущая шестерня 39 (рис. 2) выполнена как одно целое со шлицевым валом и смонтирована в стакане 41 на двух конических роликовых подшип­никах 44. Стакан 41 с ведущей шестерней 39 цент­рируется в расточке корпуса моста и крепится к его фланцу болтами.

Ведомая шестерня 30 закреплена на центрирую­щем пояске и шлицах корпуса 25 дифференциала и от осевых перемещений удерживается гайкой 29. Вместе с дифференциалом ведомая шестерня враща­ется на двух конических роликовых подшипниках 26, один из которых расположен в корпусе 38, а дру­гой - в крышке моста 23.

Передний подшипник ведущей шестерни напрес­сован на вал, задний может перемещаться по валу при регулировке. Между подшипниками установ­лены регулировочные шайбы 40. На шлицевом кон­це ведущей шестерни 39 находится фланец 43 для .подсоединения карданного вала. Фланец закреплен гайкой, служащей одновременно для затяжки под­шипников.

Дифференциал обеспечивает разную частоту вра­щения ведущих колес при повороте трактора, а так­же при движении по неровностям.

Дифференциал заднего моста МТЗ-82, МТЗ-82.1 состоит из корпуса 3 (см. рис. 1), крыш­ки 7, крестовины 36, сателлитов 37 и полуосевых шестерен 5.

Крестовина закреплена между корпусом и крышкой. Отверстия под цапфы крестовины и бол­ты, которыми стягиваются корпус и крышка, выпол­няются при совместной обработке собранных в одно целое корпуса и крышки дифференциала. Поэтому обе детали маркируются одинаковым номером.

Ра­зукомплектовывать корпус и крышку нельзя, а при сборке дифференциала нужно совмещать эти номе­ра на сопрягаемых деталях. На крестовину 36 наде­то четыре сателлита с опорными шайбами. Сател­литы постоянно зацепляются с двумя полуосевыми шестернями 5, ступицы которых вставлены в расточ­ки корпуса 3 и крышки 7 дифференциала, а внут­ренними шлицами соединены с валами ведущих шестерен 2 и 9 конечных передач.

Собранный дифференциал вращается на двух конических роликовых подшипниках 8, установ­ленных внутренними обоймами на корпус 3 и крыш­ку 7, а наружными - в расточки стаканов 35.

Облегчая поворот трактора, дифференциал может ухудшать его тяговые качества. Для блокировки дифференциала на тракторах МТЗ применен авто­матически действующий механизм.

Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) состоит из (см. рис. 1) исполнительного механизма, выполненного в виде ГПМ, установлен­ной на валу левой ведущей шестерни 9 конечной передачи, и механизм управления, куда входит дат­чик с краном управления и редукционным клапа­ном, которые расположены в гидроусилителе руле­вого управления. Управление краном датчика бло­кировки, который имеет три позиции, осуществля­ется из кабины.

Ведущий и ведомый диски ГПМ блокировки соответственно соединены со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни 9 конечной передачи и пазами корпуса 29 ГПМ блокировки.

С корпусом 29 муфты жестко связан блокировочный вал 25, который проходит через внутреннее отверстие ведущей шестерни 9 и шлицевым концом соединен с крестовиной 36 дифференциала. При подаче рабочей жидкости (масла) под давлением от гидро­усилителя рулевого управления в полость между крышкой 24 и диафрагмой 22 усилие через нажим­ной диск 26 передается на диски ГПМ.

Сжатые дис­ки за счет сил трения объединяют левую ведущую шестерню 9, связанную с ней шлицами полуосевую шестерню дифференциала, блокировочный вал 25 и крестовину. В результате этого дифференциал бло­кируется, то есть выключается, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно полуосевых шестерен.

Рукоятки управления АБД в кабине и кран дат­чика на гидроусилителе рулевого управления име­ют три положения: первое положение - "АБД вык­лючено", второе - "АБД включено", третье - ''При­нудительная блокировка дифференциала".

При выключенной АБД масло к диафрагме не подается, диски муфты не сжаты и разблокирован­ный дифференциал работает как обычный. При втором положении обеспечивается автоматическое включение и отключение блокировки в зависимос­ти от положения передних управляемых колес: при повороте колес на угол более 13° от прямолинейно­го движения АБД отключается, при меньшем угле поворота и при прямолинейном движении - вклю­чается.

АБД целесообразно использовать на полевых работах. Особенно она эффективна на пахоте и при работе на склонах. На этих работах АБД не только снижает буксование трактора, но и способствует поддержанию прямолинейного движения.

Конечные передачи передают крутящий момент от главной передачи МТЗ и дифференциала к полуосям ве­дущих колес трактора.

Конечная передача заднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82-1 размещена в корпусе моста. Каждая конечная передача представляет собой одноступен­чатый редуктор с парой цилиндрических прямозу­бых шестерен, имеющих передаточное число 5,308, и состоит из ведущих шестерен 2, 9 {см. рис. 1) и ведомых 6,11.

Ведомые шестерни непосредственно связаны с ко­ническими полуосевыми шестернями 5 дифференци­ала, а ведомые жестко закреплены на полуосях.

Колесный редуктор передних мостов полнопри­водных тракторов МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-102 предназначен не только для увеличения крутящего момента, передаваемого от главной передачи к ведущим колесам, но и для выполнения поворота этих колес.

Редуктор состоит из двух пар конических ше­стерен - верхней и нижней. Передаточное число верхней пары 1,27, нижней 4,83. Общее передаточ­ное число редуктора 6,15.